Новинка!

 

Авторизация




Версия для слабовидящих

Из опыта работы Мальцевой Натальи Александровны

Тема: «Нравственное развитие детей дошкольного возраста с помощью сказкотерапии

1.Литературный обзор состояния вопроса.

Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности.

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры, как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

Требует переосмысления сама система нравственного развития и воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике и психологии по числу разработок, их полноте и системности обеспеченно слабее, чем умственная, физическая и другие виды воспитания. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание и развитие определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правила вежливости, этикета), а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (Метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания и развития должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм.

В 3–4 года ребенок может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев.

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра. Усвоив норму, ребенок прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто ребенок оценивает выполнение норм товарищами и ошибается в отношении себя. А как воспитывать детей, с помощью каких методов нравственно развивать? Это сказкотерапия.

Как же приобщить детей к сказкам? Как научить их слушать сказки и пересказывать? Как научить выделять главных героев, определять хорошие или плохие поступки героев?

Для успешного преодоления возникающих при этом трудностей необходимо знание детских психологических особенностей (восприятия, мышления, возрастных особенностей), особенностей развития творческих способностей, условий успешного развития ребенка.

При подборе своего практического материала, я руководствовалась общими принципами: соответствие возрастным особенностям детей, доступность сказок по форме и содержанию, сочетание различных форм деятельности при знакомстве со сказками, яркость и насыщенность информации.

Помня о воспитательном и образовательном значении сказкотерапии, необходимо тщательно подбирать произведения устного народного творчества, игровой материал (куклы, животные, игрушки и использование лотка с песком), которые бы отвечали возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Дети быстро усваивают и запоминают яркие и простые произведения устного народного творчества. Постепенно дети начинают слушать сказки, выделять главных героев, отличают добро и зло, хорошее и плохое. Сказки рождают волнение и печаль, вопросы и понимание. В сказке черпаются новые представления о справедливости и несправедливости. Сказка позволяет малышу впервые испытать стойкость и храбрость, складываются первые моральные суждения и оценки.
Слово сказки живет в детском сознании. Ведь у ребенка замирает сердце, когда он слушает и произносит слова, создающие фантастическую картину.


ВАЖНО ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!

Уделяйте 10 минут вашему ребенку! Займитесь чтением интересной сказки! Обсудите с малышом кто главный герой сказки? О чем говорится в сказке? Обговорите хорошие и плохие поступки героев.

Сказки

Три денежки

Митька, как себя помнил, в деревне жил вдвоем со старой бабушкой. Мать-то его в город за счастьем подалась, там семья у нее образовалась. Митька по мамке не скучал. А чего скучать, ежели он и лица-то ее не помнил? Давненько она в деревне не была.
А жили Митька с бабушкой бедно. Откуда богатство-то взять? Хлеб да картошка — вот и вся еда. Да вот еще по осени грибов натаскают. Правда, была у бабушки надежа: накопить деньжат да купить козу. Однажды летом договорилась бабушка с соседкою, как осенью картошку продаст — купит у нее козу. Только велики ли деньги от картошки-то? Правда, в этом году хороший урожай собрали, продали заезжим купцам.
Как-то раз, под Покров, вернулся Митька домой с гулянья, а бабушка на столе денежки столбиком складывает, считает. Митька ей мешать не стал: за печкой остановился и глядит. Сложила бабушка деньги в узелочек и положила в сундук под одежку. Митька про это и забыл. А только недели через две и вспомнил, когда оказия вышла.
Пришел к ним в деревню коробейник — веселый такой дядечка. Говорил слова, как песню пел, все с шутками да прибаутками. Его деревенские девчата сразу окружили: в коробе-то у него — товару всякого! «Ленты, бусы, гребешки, расписные сундучки! Разные глиняны игрушки да веселые зверушки! — так тот коробейник народ созывал.
Запала Митьке в душу игрушка одна — яркий мячик на резиночке. Как его не кидай, все в ладошку возвращается. Только резиночку из руки не выпускай! Долго Митька любовался на диковинную игрушку. И тут соседский Васька к; Митьке подбежал да и говорит:
— Хорош мячик! И стоит недорого! У тебя что денег нет?
— Нет! — отвечает Митька.
— Что и у бабушки твоей нет?..
Тут и вспомнил Митька про бабушкин узелок и решил немного денег оттуда взять. Ну, самую малость. Да она и не заметит — велика ли потеря?! Влезть в сундук Митька не сразу осмелился. Вокруг ходил, а открыть сундук боялся. Да тут увидал, что коробейник уж мимо их двора идет. Забеспокоился. Сейчас все распродаст и уйдет! Открыл Митька сундук, нащупал бабушкин узелок да три денежки оттуда и вынул. Три денежки ведь немного? Немного, а коробейник дал за них мячик на резиночке, леденцового петушка на палочке, глиняную свистульку и два больших гвоздя. Гвозди Митьке вовсе ни к чему были, но коробейник сказал: «Бери, в хозяйстве сгодится!» Да еще глазом подмигнул. Вот это покупка! Только как с такой покупкой в избу-то сунешься? Что бабушка скажет? Пришлось Митьке в сарай пойти. Там и в мячик поиграл, там и леденцового петушка ссосал. Только одно огорченье: пока мячик в кармане нес, его яркую одежку гвоздь проклятый проколол оказывается, внутри мячика — опилки' Жалко! А что поделаешь?
И тут Митьку, словно холодной водой кто обдал. Увидал он, что к ним во двор соседка идет и козу с собой ведет. Не иначе, как продавать!.. Спрятал Митька свои покупки в заветное место, да в дом! А там бабушка такая веселая, соседку встречает, козу ту ласковыми словами называет: «кормилица», «красавица», «надежа»…
Потом бабушка в сундук полезла… У Митьки сердце в груди так и замерло. Бабушка денежки достала, на столе пересчитала, головой как-то чудно помотала, и давай снова деньги считать. А потом соседку и просит:
— Мария! Давай я тебе не все деньги сейчас отдам!.. Я еще картошки продам — расплачусь!..
А соседка ни в какую отдавать козу не хочет, всех денег сразу требует. Так и увела козу со двора к себе обратно. Бабушка на лавке сидит, руки натруженные на колени положила, а глазами прямо Митьке в душу глядит. И из глаз у нее вот такие капли на грудь капают…
Так Митьке от этих слез тошно стало, так тошно, что бросился он вон из дома. Бежал долго. За деревню ноги унесли — и не заметил. Остановился он возле дуба древнего деревенские говорили, что ему тыща лет, а может и больше. Сел Митька возле дуба на голую землю. Не чует, что земля холодная, а чует, как у него слезы из глаз потоком текут. Разревелся в голос.
Только вдруг слышит- вроде зовет его кто! Глаза кулаком протер, а возле него коробейник стоит, тот, давешний.
— Что, Митька, натворил дел? Зачем же ты деньги у бабушки без спросу взял?
— Так ведь мячик… — только и сумел ответить Митька.
— Эх, ты!.. Разве ты у бабушки деньги украл? Ты ведь у нее надежу отнял. Она ведь как думала? Тебя, дурака, молочком подкормить да свои старые силы подкрепить.
Она ведь жить-то хочет, чтобы тебя, непутевый, вырастить. Помри она — куда ты, сирота, денешься?
Еще сильнее заплакал Митька, а потом и просит:
— Дяденька, а давай я тебе игрушки обратно принесу, а ты мне денежки верни!..
— Видать, ты и вправду дурачок! Да на что мне твой рваный мячик да щепочка от петушка? Нет, Митька, оплошал ты — за то и расплачиваться будешь.
И протягивает Митьке поясок.
— На, — говорит, — надень на себя! — а сам уж Митьку опоясал.
Пригляделся Митька, а в ладони у коробейника много-много поводков, и все они с поясками соединены. А в поясках тех — дети: мальчики, девочки. Оказался и Митька, как собачонка, на привязи. Тут коробейник дернул за поводки, и побежали впереди него все, кто перепоясан был. И Митька побежал. Так они по дороге и шли: впереди ребятишки с поясками, а сзади коробейник с поводками.
Пришли они в большой дом Митька раньше таких и не видывал. Вот и определяет коробейник всех мальчишек да девчонок на работу: кому пол мыть, кому печку топить, кому белье стирать, кому пыль вытирать. Всем работы досталось. Так и работали все с утра до ночи, а коробейник строго за труд тот спрашивал. Узнал Митька много. Мальчик Петя, постарше Митьки, за то сюда попал, что у друга своего книжку стащил. Да не для того стащил, чтобы почитать, а чтобы разорвать да выкинуть. Мол, у меня такой нет — и у тебя не будет! Девчонка одна у мамки своей колечко обручальное стащила да где-то обронила: великовато было. А для матери это — память об умершем муже. Видать, шибко убивалась женщина о пропаже-то.
Да здесь все-такие были, хоть кого возьми. В этом доме Митька, считай, целый год проработал. И всякий день о бабушке своей вспоминал: как там она? Не померла ли о, горя да печали? Кто ей, больной, картошки наварит, воды подаст? Беда да и только…
А через год позвал коробейник Митьку к себе да и спрашивает:
— Ну, теперь понял, как другого обездоливать?
— Понял! — говорит Митька, а сам уж глаза себе кулаком трет.
И вдруг протягивает коробейник Митьке те самые три денежки, какие он за игрушки-то заплатил:
— На, — говорит — бери! Заработал! — а сам улыбается. Схватил Митька три денежки, даже «спасибо» сказать не успел. Оглянулся — а сидит он на земле возле дуба древнего. «Уж не заснул ли я?» — думает, а у самого и вправду ноги закоченели. «Заснул, наверно!» — решил он. Вскочил на ноги, на ладонь-то глянул, а там три денежки и лежат!
Бросился он домой бегом, а у самого сердце ноет как там бабушка? Жива ли? В избу-то прибежал, а бабушка и вправду на постели лежит.
— Где это ты запропастился? — спрашивает. И так спрашивает, будто Митьки часа два дома не было «А как же тот год, какой я у коробейника работал?» — думает Митька, а вслух не говорит.
— Бабушка, а тетка Мария никому козу-то не продала, пока меня дома не было?
— Да кому ж она продаст? Уж вечер…
Понял Митька, что и вправду заснул он, что никакого года и не было. Обрадовался.
— Бабушка! Вот те три денежки, какие я у тебя без спросу взял!.. Прости меня! Пойдем козу покупать!
На том дело и кончилось. Уж больно бабушка радовалась, когда козу в дом привела. Имя ей сразу новое дала. Гладит ее по спине да приговаривает: «Надежка, Надежка»…
Митька и сам счастливым себя почувствовал. Одно ему невдомек: ежели он у дуба того древнего спал и сон ему приснился про коробейника, то откуда у него в ладони три денежки оказались? Чудно все же…

Поминальный блинок

Жили в одной деревне муж да жена. И было у них двое деток: девочка Настенка восьми лет да мальчишечка Лешенька трех лет. Хорошая семья была, дружная. Все деревенские на них любовались; и работа у них ладилась, и домашние дела не стояли — все в доме было.
Вот однажды, в ноябре это случилось, погода была холодная, рано снег выпал, и мело на дворе сильно. Мамушка в избе прибрала, скотину на дворе накормила. Вот и просит ее Лешенька: «Пойдем с горки на салазках кататься!» А какое катание, когда снегу-то и воробью по колено не будет! Да вот донял мамушку. Взяла она салазки, из ивовых прутьев сплетенные, посадила в них Лешеньку да и потащила по мерзлой земле. Настенка-то рядом бежит да приговаривает:
— Лешенька, тяжело мамушке-то салазки по голой земле тащить!
А Лешенька смеется-заливается:
— А ты по снегу, по снегу вези, мамушка!
Так до реки и доехали. А речка-то у самого берега легким ледком подернулась: морозов то, слышь, об эту пору еще сильных не было. Настенка на горушку взбежала — красота! Речку далеко видать, водица, хоть и студена, а бежит быстро. А тут и мамушка на горушку с салазками взобралась, красотою залюбовалась. Лешенька с салазок слез, все вокруг бегал. Как это он ухитрился вновь на салазки взобраться да под горушку поехать — ни Настенка, ни мамушка не заметили. Только тогда и всполошились, как голосок снизу услыхали. Сердечки у обеих так и замерли: Лешенька уж по тонкому ледку по самой речке ехал. Бросились они с горушки вниз, а уж салазки с мальчонкой в речку окунулись.
Мамушка-то первой к воде подбежала, а уж Лешеньку с головой вода накрыла. Долго мамушка не думала, бросилась за своим сыночком в воду, его в воде нащупала и давай на берег выталкивать. Настенка братика за шиворот из воды вытащила. Оглянулась девочка, а уж за мамушкой водяная дверца захлопнулась. Закричала Настенка, народ сбежался. И баграми, и граблями в воде шарили — так и не нашли.
Недели две Лешенька хворал, в бреду все салазки свои поминал. А потом и на поправку пошел, да вскорости уж с соседскими ребятишками во дворе бегал — коротка детская память. Коротка, да не у всех… Настенка по дому суетится, за скотиной ходит, а сама нет-нет да и присядет в уголке, всплакнет, про мамушку покойную вспомнив.
Отец-то их, Еремей, мужик серьезный, основательный, долгонько по жене горевал, да слезами горю не поможешь. Видит он: уж год почти миновал, а Настенка мамушку не

Королева капризов

Эта история случилась в магазине игрушек, когда был выключен свет, закрыты двери и все продавцы разошлись по домам. Часы пробили полночь, и на полке что-то зашевелилось.
Охо-хо,- раздался чей-то вздох, -все бока себе отлежал. Стоящие у витрины куклы потянулись.
-Вечно он чем-то недоволен,- проворчала самая красивая и дорогая кукла.
С полки спустился плюшевый мишка.
-Конечно, вам, куклам не понять. Стоите себе целый день, ничего у вас не болит.
-Неправда.- Обиделась дорогая кукла. -У меня затекли и руки и ноги, часами стоим.
-Как же, часами,- поддержал мишку бегемотик, который во время разговора будил своего друга слоника.- Вас постоянно берут в руки, крутят, заводят, чтоб посмотреть как вы ходите…
-На нас давно уже не обращают внимание, -вздохнула кукла.- Как только ее привезли.- Она кивнула на самую красивую куклу.
-Не «ее», а Кэтрин. Кэтрин меня зовут. Все слышали?
-Слышали, слышали!,- пробурчал проснувшийся слоник.
-Даже будет лучше, если вы станете обращаться ко мне «Ваше величество»
-Делать нам больше нечего, -зевнул слоник.
То, что на тебе корона, еще не значит, что ты королева!,- сказал робот.
-А ты вообще помолчи, железка!- рассердилась кукла и обиделась.- Эй, вы, подайте мне машину! Я поеду в отдел одежды, куплю себе что-нибудь.
-Никуда я тебя не повезу,- сказала машина.
_нет, повезешь
-Не повезу!
-Повезешь! Кукла затопала ножками. К машине подошел влюбленный в куклу солдатик и шепотом попросил: -Отвези ее, пожалуйста.
-Ни за что!
-Не упрямься, это же не трудно!
-А почему я должна ее везти? Она и сама может дойти!
-Но она же просит!
-Не просит, а требует. Я не хочу потакать ее капризам.
-Сделай это ради меня. Я тебя почищу. Пожалуйста. -Эй, солдат, я не люблю, когда при мне о чем-то шепчутся. О чем вы разговариваете?
-Все хорошо, моя принцесса, можешь ехать, сказал солдатик, и протянул ей руку.- Позволь я помогу тебе сесть в машину.
-Я не принцесса, рассердилась королева, но руку дала.
-Прости королева!
-То-то же! Но я подумаю, простить или нет.
-Поехали.
-Не понимаю, что он в ней нашел?- обратилась к кукла к своей подружке. Что у нее есть, чего нет у нас?
-Многое, вздохнула кукла!- посмотри какие у нее красивые волосы, туфельки, платье!
-И только? Разве это главное?
-Конечно нет.- вмешался в разговор мишка. Вы мне нравитесь больше
-И мне, сказал бегемотик. С того момента, кАк Кэтрин появилась в магазине, только и слышно- самая красивая!
-Я запрещаю вам обсуждать Кэтрин,- сказал солдатик. К нему подошел робот.
-Хоть я по ее словам «ЖЕЛЕЗКА» и не умею чувствовать, но мне кажется странным, за что можно любить такую капризулю. Она ведь с тобой просто играет.
-А я и есть игрушка!- печально произнес солдатик.
-Мы все игрушки,- сказала кукла!- но только для людей.
-Все равно, я не позволю вам плохо говорить о Кэтрин.
-Да кто она такая, чтоб о ней говорить.- возмутился бегемотик!, не заметив, как подъехала машина.
-Вот значит как. Меня обсуждаете?
-Не сердись королева! Мы просто разговариваем.
-Слышала я ваши разговоры. Ну-ка, закрой бегемота в коробке. Пусть его никогда не купят.
-Но ваше величество, он же не сделал ничего плохого, за что же его закрывать?
-Мне виднее!
-Я не могу, сказал солдатик, он мой друг.
-Мне все равно. Я так хочу. Выполняй.
-Ты этого не сделаешь! Закричали куклы.- Бегемотика должны купить, он целый год ждет, когда за ним придут.
-Это правда, сказал солдатик. Каждый из нас мечтает, что нас будут любить, укладывать спать.
-Что? Бунт? Солдат, ты не хочешь быть рыцарем моего сердца? Зачем ты дарил мне цветы?
-Я и сейчас готов. Солдатик подошел к бегемотику
-Прости друг, но я должен это сделать.
-Ты предаешь нашу дружбу, но почему?
-Пожалуйста, посиди в коробке, а когда Кэтрин уснет, я тебя выпущу.
— Делай другу плохо. Она же никого не любит.
-Солдат, мне долго ждать?- крикнула Кэтрин.
Бегемотик залез в коробку.
-Это что же твориться, стали шептать игрушки.
-Хватит шептаться!- закричала кукла. Все должны слушаться только меня.
-Это почему?- спросил робот.
-Потому что я -королева, а вы- мои слуги.
-Это кто так решил?- спросил робот.
Я.И все мои желания должны выполняться.
— Тогда я буду королем.- сказал слоник.
-Очень смешно. Посмотри на себя в зеркало. То ли дело я. красавица. Все мной любуются.
-И ни один человек не хочет тебя купить.- говорит робот.
-А я тебя прикажу сдать в металлолом. Меня не покупают, потому что я дорого стою Я слишком красива, чтоб меня продавать, мной будут восхищаться.
-Тогда иди в музей,- сказал слоник
-Так, солдат, убери его тоже в коробку, а робота на свалку. Они мне надоели. И кукол выброси.
-Но, королева, не возможно убрать всех. За ними же придут завтра дети с родителями.
— Ну и что? Выполняй.
Наступило утро. В магазин вошли продавцы, и увидев Кэтрин, переглянулись.
-Разве это наша кукла?
-Не знаю, вчера ее здесь не было. Хотя в таком платье я видела другую, красивую.
-Странно. Получается, что ее подменили.
-Поставь ее в самый дальний угол, а вон того солдатика на ее место. Посмотри, какое у него лицо доброе, как живой.
За целый день, никто не обратил на Кэтрин никакого внимания. После перерыва на обед, кэтрин задумалась. Думала она долго и ночью, когда магазин был закрыт, подошла к коробке.
-Прости меня, сказала она бегемотику.
-За мной сегодня не приходили?- спросил он.
-Сегодня нет, но когда-нибудь тебя обязательно купят.
-А где мишка, робот, куклы?
-Их всех купили,- вздохнула кукла.- Остались только мы.
-Вдвоем?
-Нет, еще солдатик, слоник.
-А почему ты грустишь, королева?
-Я не королева, я обычная кукла.
-Что же случилось, пока я сидел в коробке?- удивился бегемотик.
-То что я навсегда останусь не красивой. Мишку подарили маленькому мальчику не день рождения.
-Но ты тоже красивая. Что произошло? Почему ты так изменилась?
-Кэтрин,- улыбнулся солдатик, -твоя красота вернулась.
-Ты разгадала самый главный секрет,- сказал слоник.
-Секрет? Какой?
-Что все можно решить без слез. Когда начинаешь кричать, рыдать, то теряешь красоту.
— Спасибо, тебе слоник. Я всегда буду помнить этот секрет, и когда мне чего-нибудь сильно захочется, я не буду плакать, а буду ждать. Я больше не королева капризов.
А на следующий день, слоника, куклу и солдатика родители купили своим детям в подарок.

Сказка для родителей, которые слишком переживают за своих детей.

Счастье

Около лесной речки стояла старая береза. Много историй хранилось в ее коре.
Одну из них она прошелестела и мне:
«Под корнями у самой земли жил Мотылек: зеленый, мохнатый, и очень красивый.
Как-то раз с поляны прилетела яркая Бабочка. Они случайно встретились и подружились. Им было так хорошо, что они решили вместе жить около березы. Вскоре, как это обычно и бывает, у Мотылька и Бабочки появилась маленькая Гусеничка.
Гусеничка была очень милой, разноцветная и шустрая. Ей все было интересно.
Бабочка и Мотылек радовались первым сантиметрам, которые она проползала сама, первым съеденным ею листочкам. С каждым днем она росла, и стала уползать еще дальше по стволу дерева. Бабочка была довольна, а Мотылек постоянно причитал:
-Там высоко, там опасно, иди ко мне. Я сам все тебе расскажу, всему научу, Гусеничка!
Гусеничка очень любила и Мотылька, и Бабочку. Она часто спрашивала их совета. Мотылька звала на помощь, когда ей казалось, что она заблудилась. А с Бабочкой Гусеничка могла часами разговаривать, раскачиваясь на ветке, жуя вкусный листочек. Правда, в это время Мотылек ворчал внизу, как это опасно, не думая о том, что можно просто подняться к ним.
Вскоре Гусеничка превратилась в куколку. Она лежала на зеленом листочке и грелась на солнышке. Бабочка летала по близости, готовясь встретить любимую Гусеничку с крыльями и помочь, если будет нужно, в первом полете. А Мотылек суетился, укрывал Гусеничку листочком. Ветер сдувал зеленое покрывало вниз, но, Мотылек терпеливо повторял все снова.
— Я хочу, чтобы ей было теплей,- отвечал он на недоуменные взгляды Бабочки.- Вот если бы послушались меня и устроились бы в корнях дерева, все было бы спокойнее. А теперь вот переживать приходится…
Так прошло несколько дней. И вдруг, рано утром куколка зашевелилась, раскрылась и на ветку выползла чудная разноцветная Бабочка. Несколько секунд она вдыхала свежий воздух, шевелила крылышками, демонстрируя их изумленным родителям. А потом…
Раз, и полетела!
Вернулась, подмигнула застывшим в восхищении Бабочке и Мотыльку, приглашая их в полет.
-И это наша Гусеничка!- вздохнув то ли с восхищением, то ли с грустью произнес Мотылек.
-Ты летишь?- спросила задорно Бабочка-мама.
Мотылек, ничего не ответив, сделал шаг вперед. У-ух! Все трое кружась, полетели к поляне, на которой росли цветы.
Когда к вечеру они вернулись, береза услышала:- Какое счастье!- сказал уставший, но довольный Мотылек.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 99»

350038, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, Краснодарский край, город Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. им. Володарского,1.
Тел/факс (861) 254-25-85

Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 16 февраля 2012 года регистрационный номер 03338 серия 23Л01 №0000037.